Турция | Казак FM
Прямой эфир
8 861 205 55 67
Написать нам
Меню
Меню
Турция

Турция

В начале XVIII века, после подавления Булавинского восстания, от двух до восьми тысяч донских казаков ушли на Кубань, которая в то время принадлежала Крымскому хану. Во главе беглых казаков стоял Игнат Некрасов. Благодаря ему первых кубанских казаков стали называть некрасовцами. Здесь они объединились с другими раскольниками и казаками-старообрядцами, создав общину со своим уставом и законами.

2481.jpg

Как пишет Фёдор Щербина в «Истории кубанского казачьего войска», в основе взаимоотношений некрасовцев с татарами лежали четыре звена: широкое самоуправление, полная религиозная свобода, возможность распоряжаться большим количеством земли и разных угодий и одинаковый взгляд на международные отношения и способы ведения войны.

Несмотря на предложение русского правительства вернуться на родину, некрасовцы не соглашались, боясь бесправия. В 1772 году сами казаки просили Екатерину II позволить им вернуться на Дон. Но Государственный совет, который рассматривал просьбу, не нашел возможным отдать беглецам прежние земли, предложив занять свободные ниже по Волге. Договориться тогда так и не получилось.

2477.jpg

К концу XVIII века некрасовцы разделились на две группы. Одна поселилась на побережье Эгейского моря в восточной Фракии, другая осела в азиатской Турции, на озере Майнос.

В начале XX века община некрасовцев сократилась до 175 семей. Несмотря на завет Игната Некрасова: «При царе в Россию не соваться!», около 70 семей всё же рискнули вернуться на Родину. В сентябре 1962 года из Турецкого селения Коджагёль в Россию вернулись 215 семей некрасовцев, сегодня их потомки проживают в Ставрапольском крае. В Турции осталась только одна семья.

Анна Григорьевна и Владимир Захарович Дигеременджи - единственные старожилы села Коджагёль. Анна Григорьевна - потомок коренных казаков некрасовцев. 

2475.jpg

Рассказывает Анна Дигерменджи:

300 лет как они туда уехали - донские казаки. Мы тоже с Ростова. Наши деды, прадеды оттуда. Наши деды поселились тут.
Приехав в Турцию, казаков принуждали сменить фамилию на турецкую. Дигерменджи в переводе на русский значит «мельник». Именно мукомолье было главным делом нескольких поколений их семьи. Дети и внуки Анны Григорьевны сегодня не имеют к мельницам никакого отношения. Но во дворе их дома возвышается небольшой железный макет ветряка. Так Владимир Захарович своими руками увековечил память о ремесле предков. 

Рассказывает Анна Дигерменджи:

10 лет как мельницу мы закрыли. И всё. Раньше мололи муку и продавали ее. Много работали. Потом уже всё стало закрываться, какие-то другие фабрики устанавливали, а мы свою закрыли. Нам хватало всего.

2476.jpg

Анна Григорьевна родилась в Турции. Язык выучила в семье, где говорили исключительно на русском.

Она с сожалением отмечает, что дети говорят на родном языке хуже, а правнуки почти не говорят. Но, несмотря на это, все знают русские песни и с удовольствием поют на каждом застолье. Рассказывает Анна Дигерменджи:

Я пою, все смеются надо мной: «Редьку сею, редьку вею, редьку поливаю». Я тоже уже забыла. Сколько лет туда не приезжаю.
В России казаки не были уже пять лет. Говорят, здоровье не позволяет. До этого обязательно старались выбраться хотя бы один раз в году. Переселение в Ставрополье разделило семью на две страны. Родная сестра Анны Григорьевны живет в России. Нередко и в Коджагёле семья Дигерминджи встречает гостей. В 1994 году из поселка Новокумского приехали сразу 40 некрасовцев. Семья Владимира Захаровича оказала помощь в приеме и расселении. Восемь человек они разместили у себя дома, а остальных распределили по турецким семьям.

2485.jpgПринимали некрасовцев радушно, получился настоящий праздник. Три дня в селе никто не работал. Казаки находили свои дома, знакомились с нынешними хозяевами, вспоминали былую жизнь. Отслужили панихиду на старом кладбище, где тогда еще можно было отыскать могильные плиты. Провели богослужения возле здания бывшей церкви. В Коджагёле раньше стояли две церкви – Троицкая и Успенская. Анна Григорьевна говорит, что называли их просто – Большая и Малая. После отъезда казаков Большую церковь переделали в мечеть, а Малую – в общеобразовательную школу, которая потом разрушилась. Сегодня Анна Григорьевна с мужем ездят на Пасху и другие церковные праздники в Стамбул, а об утраченных святынях староверов рассказывают внукам.

Рассказывает Анна Дигерменджи:

Конечно, я рассказываю все. Как мне хорошо было тогда, как я страдаю сейчас. В церковь пойдешь, колокола звонят. Все рассказываю детям, а как же. Наряжались хорошо, одевались хорошо.
Внуки любят слушать рассказы и о старом быте, как в селе все было устроено. Растили пшеницу, овес, ячмень, для пашни быков держали. Казаки-некрасовцы всегда славились силой и трудолюбием. 

Рассказывает Анна Дигерменджи:

У нас в селе земля была. Хорошо жили: все сеяли, сажали. Наши отцы ходили на рыбалку, рыбачили, деньги зарабатывали. А мы в селе жили, хорошо жили, потихоньку.
Женщины в селе работали наравне с мужчинами.
Жены тоже работали. Фасоль, бобы собирали, бобы сеяли, сажали. Скотина у нас была у всех. Вот так жили, проживали век. Моя бабушка много людям шила руками, не машинкой, а руками. И мама у меня тоже хорошо фуфайки шила сама. Вязали все сами.
Особенно женщинам удавалось возделывать фасоль. До сих пор на местном базаре хорошие и крупные бобы называют казак-фасоль. 

Рассказывает Анна Дигерменджи:

У нас озеро, где они сажают фасоль. Все это казачья фасоль. Вкусная очень бывает, это от нас и пошло название.

2489.jpg

В конце программы - традиционные блиц-вопросы Анне Григорьевне:

- Вы считаете себя русской, живя в Турции?

- Конечно, все знают, что я русская.

- Дети тоже себя считают русскими, да?

- Конечно, считают, да. Мы не забудем свой этот век.

- Чему казаки должны научить своих детей?

- Они должны хорошо относиться ко всем: к матери и к отцу. Мои дети хорошие, правда.

- Как у вас проходят праздники? Вы собираетесь вместе или нет?

- Конечно, собираемся все вместе. Внуки приезжают все, дочечка приезжает. Празднуем, конечно, пеку варю всем. Пирожки мы печем, борщ варю, блинчики пеку. Это русское наше всё. Мы ничего не забыли. Как можно забыть? Никто не забудет.

Фото: rusmir.media, личные фото семьи Дигеременджи. 

Поделиться

Слушать

Последние выпуски

Испания

Испания

Ирландия

Ирландия

Грузия. Часть II

Грузия. Часть II

Грузия

Грузия

Другие передачи

Беседы с Владыкой

Беседы с Владыкой

Постоянный герой этой программы – митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий, с котором ведущая Алена Корнет будет говорить о тех вопросах, с которыми каждый из нас сталкивается в повседневной жизни. Выпуски этой программы будут интересны не только прихожанам православных храмов, но, и, в первую очередь тем людям, которые только знакомятся с православием, с христианским мировоззрением, ищут ответы на вопросы в свете Евангельских истин.

суббота в 8:25

В центре внимания

В центре внимания

«В центре внимания» – это программа-интервью с экспертами и просто интересными людьми. Ведущие беседуют с гостями о самых ярких событиях культуры, религии, экономики, медицины, образования других сфер жизни. Каждый выпуск – актуальные новости и темы дня, все самое интересное, что оказалось в центре внимания.

слушайте в подкастах

Гости приехали!

Гости приехали!

В студию радиостанции «Казак FM» приходят интересные и знаменитые гости, которые приехали в Краснодарский край. Они рассказывают о своем творчестве и исполняют песни. В их репертуаре композиции самых разных жанров и направлений. В том числе авторские и эстрадные песни в современной аранжировке.Это настоящий живой концерт в прямом эфире с видеотрансляцией. Бессменный ведущий программы «Гости приехали!» – Алексей Орлов.

слушайте в подкастах, читайте в описании выпусков

Добрая среда

Добрая среда

Каждый выпуск «Доброй среды», это сюжет о ребенке, которому срочно нужна ваша помощь. Мы рассказываем о мальчишках и девчонках, которые борются с тяжёлыми и редкими заболеваниями.

слушайте в подкастах, читайте в описании выпусков