Австралия
04 мая 2021 г.
Австралия – это родина иммигрантов. В их числе – уральские и забайкальские казаки-переселенцы.
В 1922-ом году правительство Австралии отменило запрет на въезд эмигрантов из России, связанный с Октябрьской революцией и Гражданской войной. В это время, спасаясь от репрессий, представители белого движения, среди которых были казаки, оказались в Китае в роли беженцев. Они осели в Харбине, Шанхае, Тяньзине и других городах, однако многие из них не смогли здесь устроиться и вынуждены были двигаться дальше в поисках своей судьбы.
Доктор исторических наук Галина Каневская в статье о русской иммиграции в Австралии приводит письма казаков, которые дают тому подтверждение. Один их них писал из Харбина в 1926 год:
«Положение эмигрантов с каждым днем становится все хуже и хуже. С тех пор, как в правление Китайской Восточной железной дороги вошли представители Советской власти, немедленно начались массовые увольнения и сокращения штатов. Конечно, под сокращение попали исключительно только эмигранты, их просто выбрасывали на улицу без объяснения каких-либо причин...»
За период с 1920 по 1940-е годы в Австралии осели около двух тысяч бывших россиян, из которых треть считала себя казаками. Главным центром русской иммиграции в Австралии был штат Квинсленд, где проживало около половины русско-австралийских казаков. В основном они располагались в городе Брисбене. Казаки-уральцы, по письменным свидетельствам, работали на фруктовых фермах за 10 шиллингов в день. Некоторые с апреля по август собирали хлопок, а с июля до декабря рубили сахарный тростник.
Казачьи артели били все рекорды – пригодилась военная тренировка и умение рубить шашками. Многие казаки мечтали накопить 1000 фунтов стерлингов, необходимых для приобретения фермы, и стать самостоятельными хозяевами. Со временем мечта осуществлялась: казаки приобретали уже возделанные сахарные плантации или участки земли, которые правительство продавало за номинальную цену в Квинсленде и в Северной территории.
Для поддержания и сохранения общности казаков в небольшом городе Кордальба в начале 1930 года была создана общеказачья станица. В середине прошлого века в Австралию прибывали пароходы с эмигрантами из Европы и Дальнего востока, в том числе из Китая. По воспоминаниям очевидцев, в послевоенные годы иммигранты с востока и запада с подозрением относились друг к другу, потому что выросли в разных условиях, разных странах, с разными политическими установками. Объединял их только русский язык.
Среди этих эмигрантов были и забайкальские казаки – близкие родственники атамана Семена Бойкова, которые переехали в Австралию из северной Манчжурии.
Рассказывает атаман Семен Бойков:
– Бабушки-дедушки, когда собирались в Австралию, писали письма и им сказали, народ между собой там общался что в Австралии хорошо и родственники уже туда убыли и однопосольщики, потому было избрано именно австралийское направление, хотя другие в Аргентину и в Бразилию попали.
Семен родился в Австралии. Благодаря строгому воспитанию отца-священника и посещению воскресной школы Александра Невского в Сиднее, атаман прекрасно говорит по-русски.
Рассказывает атаман Семен Бойков:
– Мы шли на исповедь и рассказывали как, допустим, маму не послушался, пост нарушил и на английском языке разговаривал. То есть, мы даже каялись в том, что мы говорили на английском. Настолько в нас вкладывали наши предки любовь к России и сохранение всего русского, включая культуру, традиции, язык и так далее.
Окончив с отличием школу, Семен, волею случая получил возможность побывать на исторической родине. В Австралию прибыла делегация из сретенского монастыря, в составе которой был архимандрит Тихон Шевкунов. Он и предложил забрать мальчика в Москву.
Рассказывает атаман Семен Бойков:
– Я как раз поехал в Москву из австралийской школы, свеженький такой австралийский парень. Самый жар. В семинарскую систему. Было тяжело в начале конечно, но я не пожалел. Очень здорово. Лучшие годы моей жизни были в сретенской духовной семинарии.
За время учебы в России, Семен успел побывать и в Забайкалье. Рассказывает, что имел весьма приблизительное представление, где находится его родной поселок Олочи. «Билеты на самолет покупал, буквально глядя на карту», – вспоминает атаман. Наконец, потратив почти сутки на дорогу через Иркутск и Читу, Семен увидел поселок, о котором так часто рассказывали родители.
Рассказывает атаман Семен Бойков:
– Полетел туда, вышел из самолета в папахе с гармошкой в казачьих кожаных сапогах. Все на мены смотрели как на сумасшедшего, но это был благородный порыв души казака! Это была моя встреча с родной моей забайкальской землей.
Казачьи традиции, заложенные в детстве, Семен старается всячески беречь и сохранять. Работы у атамана хватает. Казаки регулярно проводят на русском кладбище мероприятия по уходу за могилами предков. Устраивают казачьи мастер-классы, куда приглашают из России специалистов по рукопашному бою. С удовольствием организуют досуг пожилых людей. И прежде всего это пение. Казаки очень бережно относятся к забайкальской культуре, которую смогли донести до них деды. Коллеги в России очень рады, когда австралийцы делятся записями стариков, ведь многие песни здесь уже не поются.
Рассказывает атаман Семен Бойков:
– Я могу спеть только одну песню, потому что как раз сейчас мы ее собираем. Я обращаюсь к слушателям вашим: если кто-нибудь знает первую строку строчку. Записали, кто запевал ее – уже покойник. И никто не знает, даже его вдова не знает, как эта песня начинается. Остальное мы знаем. В общем, как-то начинается, потом продолжается … Среди поля под кустом… ну и дальше так далее. Песня интересная, забайкальская.
В конце программы я по традиции задала Семену Бойко блиц-вопросы, на которые он уверенно ответил!
– Вы чувствуете себя австралийцем, или русским?
– Русским конечно, казаком.
– Что самое главное, что роднит вас с другими казаками?
– Это кровь наша казачья.
– А что отличает от казаков в других странах?
– То, что у нас кони железные, а у них кони настоящие – вот, что отличает. На коне здесь далеко не пробежишь, расстояния большие.
– То есть вы более современные?
– Я бы не сказал. У нас взгляды традиционные и старого уклада, если честно.
– На ваш взгляд, чему казаки должны учить своих детей в первую очередь?
– Вера в православное – это основное и внушать любовь к родине. Девушки должны готовиться быть матерями, а парни должны готовиться быть защитниками.
– В чем по-вашему предназначение казачества?
– Служить вере, царю, отечеству. … У нас есть миссия. Многие думают, какие казаки в Австралии? Где у вас кони, где у вас шашки? На данный момент наша организация – это посольский австралийский отдел союза казаков войнов России за рубежом. Работает конкретно: в поддержке России на международном уровне.
– Спасибо.
– А вы знаете, кстати, вас у нас слушают здесь!
– Правда?
– Первый раз я заметил несколько лет назад, когда рабочие на стройке – как раз потомки казаков, фамилии Якимов, Радионов. У них была колонка передвижная. Они на работе слушают Казак FМ. Я еще удивился, как это? Но они включают и слушают казачьи песни.
– Да, через интернет можно.
– Через интернет, да да… Вас слушают, вас любят, поддерживают! Молодцы!
фото: pixabay.com