2005 год. Народный артист России Леонард Гатов был награжден орденом дружбы России.
19 января 2023 г.
Орден Дружбы народов – это престижная правительственная награда, которую получают за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей. Создатель Творческого объединения «Премьера» Леонард Гатов делал это через развитие культуры.
В 90-х годах в Краснодаре появилась Ассоциация городов Юга России. Важнейшим направлением ее работы было объединение народов через культурные мероприятия. Режиссером и художественным руководителем был Гатов. Ростов, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Адыгея и Волгоград – коллективы «Премьеры» давали гала-представления во всех городах-членах ассоциации.
В 1993-м в Краснодаре родился первый национальный карачаевский балет «Айтуган, дочь Карчи» Марата Качкарова. Композитор сам пришел в кабинет руководителя «Премьеры» с рабочим вариантом партитуры, но без либретто. Для создания литературной основы из Карачаево-Черкессии специально вызвали сотрудника института языка и литературы, доктора исторических наук, поэтессу Медиху Шаманову. В доработках сценической редакции произведения принял участие и кубанский композитор Владимир Магдалиц.
Премьера состоялась на сцене Краснодарского театра оперетты, после два спектакля были даны в Черкесске. Для республики это было огромное культурное событие. Местная пресса писала: «В творческом коллективе нет ни одного горца, тем не менее он сумел проникнуться народным духом, и зрители, присутствовавшие на премьере, дали очень высокую оценку искусству артистов из Краснодара, главным образом, выразившуюся в словах: «Это – горцы». Завершили проект гастролями труппы во Франции.
Крепкая дружба связывала краснодарскую «Премьеру» и с творческой интеллигенцией Чеченской республики. После нескольких лет войн драматический театр имени Ханпаши Нурадилова находился в бедственном положении: сцена и реквизит сгорели, без режиссера начала распадаться труппа. Фактически театр существовал только на бумаге. Тогда Леонарду Гатову позвонил министр культуры России Михаил Швыдкой, и чтобы спасти театр попросил взять чеченских артистов в Краснодар.
Труппу встречали ночью на военном аэродроме, они прилетели попутным рейсом из Гудермеса. Измученных людей тут же отправили в культурно-оздоровительный центр в Анапе, где и началась работать над репертуаром. Материальное обеспечение, лечение артистов по ходатайству «Премьеры» взяло на себя руководство края.
Чуть позже под опекой Краснодарского края оказался и ансамбль «Вайнах» из Грозного. Итогом работы по восстановлению коллективов стал юбилейный вечер, посвященный 70-летию чеченского театра, который прошел в Краснодаре. В первом отделении был показан спектакль Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба», во втором – выступил ансамбль «Вайнах». На родину артисты уехали с изготовленным в мастерских «Премьеры» реквизитом, обувью, декорациями и костюмами.
Работа по спасению других коллективов – это лишь одно направлений, которым занимался Леонард Гатов. Деятельность этого гениального организатора затрагивала все области культуры. В тот период, когда в стране закрывались театры, а творческие коллективы рассыпались, Леонард Гатов смог создать в Краснодаре огромную империю под названием Творческое объединение «Премьера».
Благодаря его смелой идее превращения Краснодара в культурную столицу Юга России, Кубань увидела таких выдающихся деятелей культуры, как Юрий Григорович, Георгий Гаранян, Владимир Понькин, Владимир Зива, Роман Виктюк и многих других. Помимо таланта организатора, обладания интуицией и деловой хваткой, Леонард Гатов никогда не боялся мечтать. И очень быстро его мечты превращались в планы.
Рассказывает его супруга и соратник Татьяна Гатова:
– Чтобы провести какое-то мероприятие, нам не надо было ни у кого ничего просить, у нас были все коллективы здесь. Когда я уже стала руководить, я понимала, если хочется какой-то проект сделать серьезный, я начинала сразу думать: так, деньги, финансы откуда? Вот у нас звук плохой, транспорта нет. Он об этом вообще не думал. Он просто говорил: так, мы делаем конкурс балета. Мы это делаем. Решили с Григоровичем, всё. Это очень непросто тогда делалось, но оно жило поэтому.
НАШЕ ВРЕМЯ
Леонарда Гатова нет с нами уже 15 лет, но все его детища живут. Музыкальный театр и театр балета Юрия Григоровича, джаз-бэнд Георгия Гараняна, шоу-театр и симфонический оркестр, Молодежный театр и Новый театр кукол, Муниципальный концертный зал и Дворец искусств. В одном из интервью Леонард Гатов говорил: «Главное, что у меня есть – «Премьера». Она не дает мне чувствовать бег времени и мой возраст. «Премьера» –мое наследие, империя искусств, которую мне удалось создать, это команда профессионалов. Я хочу только одного: сохранить ее».
фото: Дворец искусств КМТО «Премьера»
В 90-х годах в Краснодаре появилась Ассоциация городов Юга России. Важнейшим направлением ее работы было объединение народов через культурные мероприятия. Режиссером и художественным руководителем был Гатов. Ростов, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Адыгея и Волгоград – коллективы «Премьеры» давали гала-представления во всех городах-членах ассоциации.
В 1993-м в Краснодаре родился первый национальный карачаевский балет «Айтуган, дочь Карчи» Марата Качкарова. Композитор сам пришел в кабинет руководителя «Премьеры» с рабочим вариантом партитуры, но без либретто. Для создания литературной основы из Карачаево-Черкессии специально вызвали сотрудника института языка и литературы, доктора исторических наук, поэтессу Медиху Шаманову. В доработках сценической редакции произведения принял участие и кубанский композитор Владимир Магдалиц.
Премьера состоялась на сцене Краснодарского театра оперетты, после два спектакля были даны в Черкесске. Для республики это было огромное культурное событие. Местная пресса писала: «В творческом коллективе нет ни одного горца, тем не менее он сумел проникнуться народным духом, и зрители, присутствовавшие на премьере, дали очень высокую оценку искусству артистов из Краснодара, главным образом, выразившуюся в словах: «Это – горцы». Завершили проект гастролями труппы во Франции.
Крепкая дружба связывала краснодарскую «Премьеру» и с творческой интеллигенцией Чеченской республики. После нескольких лет войн драматический театр имени Ханпаши Нурадилова находился в бедственном положении: сцена и реквизит сгорели, без режиссера начала распадаться труппа. Фактически театр существовал только на бумаге. Тогда Леонарду Гатову позвонил министр культуры России Михаил Швыдкой, и чтобы спасти театр попросил взять чеченских артистов в Краснодар.
Труппу встречали ночью на военном аэродроме, они прилетели попутным рейсом из Гудермеса. Измученных людей тут же отправили в культурно-оздоровительный центр в Анапе, где и началась работать над репертуаром. Материальное обеспечение, лечение артистов по ходатайству «Премьеры» взяло на себя руководство края.
Чуть позже под опекой Краснодарского края оказался и ансамбль «Вайнах» из Грозного. Итогом работы по восстановлению коллективов стал юбилейный вечер, посвященный 70-летию чеченского театра, который прошел в Краснодаре. В первом отделении был показан спектакль Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба», во втором – выступил ансамбль «Вайнах». На родину артисты уехали с изготовленным в мастерских «Премьеры» реквизитом, обувью, декорациями и костюмами.
Работа по спасению других коллективов – это лишь одно направлений, которым занимался Леонард Гатов. Деятельность этого гениального организатора затрагивала все области культуры. В тот период, когда в стране закрывались театры, а творческие коллективы рассыпались, Леонард Гатов смог создать в Краснодаре огромную империю под названием Творческое объединение «Премьера».
Благодаря его смелой идее превращения Краснодара в культурную столицу Юга России, Кубань увидела таких выдающихся деятелей культуры, как Юрий Григорович, Георгий Гаранян, Владимир Понькин, Владимир Зива, Роман Виктюк и многих других. Помимо таланта организатора, обладания интуицией и деловой хваткой, Леонард Гатов никогда не боялся мечтать. И очень быстро его мечты превращались в планы.
Рассказывает его супруга и соратник Татьяна Гатова:
– Чтобы провести какое-то мероприятие, нам не надо было ни у кого ничего просить, у нас были все коллективы здесь. Когда я уже стала руководить, я понимала, если хочется какой-то проект сделать серьезный, я начинала сразу думать: так, деньги, финансы откуда? Вот у нас звук плохой, транспорта нет. Он об этом вообще не думал. Он просто говорил: так, мы делаем конкурс балета. Мы это делаем. Решили с Григоровичем, всё. Это очень непросто тогда делалось, но оно жило поэтому.
НАШЕ ВРЕМЯ
Леонарда Гатова нет с нами уже 15 лет, но все его детища живут. Музыкальный театр и театр балета Юрия Григоровича, джаз-бэнд Георгия Гараняна, шоу-театр и симфонический оркестр, Молодежный театр и Новый театр кукол, Муниципальный концертный зал и Дворец искусств. В одном из интервью Леонард Гатов говорил: «Главное, что у меня есть – «Премьера». Она не дает мне чувствовать бег времени и мой возраст. «Премьера» –мое наследие, империя искусств, которую мне удалось создать, это команда профессионалов. Я хочу только одного: сохранить ее».
фото: Дворец искусств КМТО «Премьера»
Слушать