Особняк Шарданова
02 октября 2022 г.
Это несомненно одно из самых красивых зданий Краснодара. В особняке Шарданова на углу Красной и Советской сегодня размещается художественный музей имени Коваленко.
В конце 19 века на Кубань переезжает кабардинский дворянин, внук известного общественного и культурного деятеля Кабарды Якуба Шарданова, Батырбек Шарданов. Он выучился на инженера в Санкт-Петербургском институте путей сообщения, знал несколько иностранных языков, любил театр и живопись. В 1901 году Шарданов получил должность начальника 15-ой дистанции Владикавказской железной дороги, пути от Тихорецкой до станции Екатеринодар. Инженер перестроил Екатеринодарский вокзал и проложил железнодорожные ветки Екатеринодар – Ставрополь и Екатеринодар – Туапсе.
Шарданов был человеком богатым, в Терской и Кубанской областях у него было много земли, которую Батырбек сдавал в аренду. В 1905 году он купил участок на улице Красной, с древней хаткой, снес её и начал строить роскошный особняк. Имя архитектора нам неизвестно, но есть мнение, что Шарданов, будучи талантливым инженером, сам составил проект своего дома.
Из статьи в газете «Кубанские областные ведомости» от 12 апреля 1907 года:
«Здание особняка Шарданов построил по собственному проекту, кирпичным, с использованием разнообразных архитектурных приемов (ризалиты, пилястры, карнизы, прямоугольные и арочные оконные проемы). На фронтоне надпись на арабском языке сообщает имя владельца, «Батыр-Бек Мурза Шарданов», и дату постройки – 1905 год. Внутреннее убранство также отражают вкус и богатую фантазию владельца. Особняк, прекрасно вписавшийся в историческую застройку Екатеринодара, стал одним из лучших памятников архитектуры».
Рассказывает краевед Владимир Бегунов:
Он его построил и он там не жил, потому, что работа его была связана с командировками, он постояло ездил туда-сюда и он его сдавал. На первом этаже там была швейная мастерская, шляпная мастерская, а второй этаж мэрия сняла для Коваленко, его картинной галереи. Она до этого размещалась в мэрии, а мэрия была в здании на Красной, напротив дома Бейма.
Поселившись в 1907 году в доме Шарданова картинная галерея Федора Коваленко уже никогда его не покидала. Хотя, по некоторым данным хозяин особняка не очень то жаловал такое соседство. Прежде чем заключить контракт с городской управой, он каждый пункт договора скрупулезно изучил с привлечением присяжного поверенного Канатова, а еще категорически отказался подписывать документ без неустойки.
Из записки Батырбека Шарданова Федору Акимовичу Коваленко:
«Дом я сдаю не по нужде, а ввиду вашего настойчивого желания и только Вам, как представителю, преданному этому хорошему делу, в руках которого дело пойдет так хорошо».
После событий 1917 года в Екатеринодаре на полгода установилась советская власть, была образована Северо-Кавказская советская республика со столицей в Екатеринодаре. Федор Акимович Коваленко пытается сохранить свою галерею от полного разграбления и получает т.н. «охранную грамоту» мандат Центрального Исполнительного Комитета республики. Коваленко даже выступает за то, чтобы создать в Екатеринодаре музей революции. В августе 1918 года город взяла Добровольческая армия Деникина и власть поменялась.
Батырбек Шарданов предлагает разместить штаб деникинцев в своем шикарном особняке, выселив оттуда картинную галерею Коваленко. К счастью этого не происходит, но Екатеринодар находится в сложном экономическом положении, муниципальное хозяйстве разрушено. В 1919 году умирает Федор Коваленко, а Шарданов снова пытается выселить картинную галерею из своего дома, предъявляя иск к городским властям. Тогда Батырбек ещё не знал, что вскоре ему придётся бежать за границу, чтобы сохранить свою жизнь.
Но шикарный особняк кабардинского «князя», как называли Шарданова сохранился. В советские годы он стал полноценным художественным музеем, который назвали именем известного революционера, писателя и искусствоведа Анатолия Луначарского. Картинная галерея Коваленко пополнялась новыми работами. Благодаря директору Ромуальду Войцику, музей стал центром русского авангарда.
Рассказывает краевед Владимир Бегунов:
Сам Коваленко авангард терпеть не мог, он предпочитал салонную живопись, Когда в городе проводилась первая выставка авангарда газеты написали, что выставка будет в музее Коваленко, но он прочитав это в газетах пришел в ярость, я все это не люблю, и они нашли другую площадку, эта выставка проходила на другой площадке. А он с ними просто поскандалил.
Сейчас в художественном музее есть работы Шагала, Кандинского, Малевича и по иронии судьбы, эти работы ценятся выше, чем картины, которые собирал Коваленко.
В годы войны часть коллекции музея была разграблена немцами, какие-то экспонаты сотрудники прятали по домам, рискуя жизнями, а часть экспозиции была вывезена на Урал, в город Соликамск, где хранилась до 1944 года.
В 1993 году музею было возвращено имя его создателя Федора Акимовича Коваленко.
Прохожу внутрь и поражаюсь в тысячный раз. Художественный музей мехи Коваленко это то место в городе, куда приходишь не только полюбоваться картинами, но и в полной мере окунуться в атмосферу начала прошлого века. Ты чувствуешь это проходя по метлахской плитке, прикасаясь к кованым перилам, созерцая шикарную лепнину на потолках и росписи, светильники и люстры того времени.
В каждом зале музея великолепная изразцовая печь. И они не повторяются. Дом Шарданова сразу после постройки явился шедевром архитектуры, а с годами он стал только краше.